1
В своем высказывании автор поднимает проблему
взаимосвязи практики и знания. Тем самым Фуллер хотел сказать, что знания
являются сокровищем лишь тогда, когда истинны. А истинность подтверждается
практикой. Любая теория, предположение, гипотеза не может считаться
действительной, пока не получит подтверждение на практике.
Чтобы разобраться в этом высказывании нужно
ответить на следующие вопросы: Что такое знания? Что такое практика? Как
взаимосвязаны практика и знания? Знания – это утверждение (убеждение), которое
соответствует реальному положению дел и имеет под собой основания. Любое знание
должно быть истинным. Истина – это верное отражение объективной
действительности в сознании человека, воспроизведение ее такой, какая она
существует сама по себе независимо от человека и его познания. А универсальным
критерием истины является практика, так как она сочетает в себе черты и
рационального, и эмпирического подхода к получению истины. Практика – это
целесообразная, активная, чувственно-предметная деятельность человеческого
общества, направленная на преобразование реальной действительности. На
основании построенной цепочки можно сделать вывод, что практика открывает
возможность к познанию окружающего мира, подтверждению той или иной гипотезы, а
в итоге к получению нового знания.
В качестве примера можно привести Николу Тесла,
который на практике доказал существование переменного тока и продемонстрировал
беспроводную передачу энергии, тем самым перевернув представления многих ученых
о токе. Еще одним примером из истории служит Галилео Галилей, который открыл
телескоп. В результате наблюдения за звездами ученый смог с помощью телескопа
открыть четыре новых спутника Юпитера, тем самым расширив знания в этой
области.
В качестве примера из жизни можно привести опыты,
проделываемые учениками на уроках химии. Например, мы доказываем, что глюкоза
содержит в себе свойства как спиртов, так и альдегидов. Тогда наличие
альдегидной группы в составе глюкозы можно доказать по реакции «серебряного
зеркала», а как многоатомный спирт, глюкоза образует ярко-синий раствор со
свежеосажденным гидроксидом меди (Cu(OH)2). На основании опыта (практики) мы
доказали, что глюкоза является веществом с двойственной структурой.
На основании проведенных рассуждений и
приведенных примеров я полностью согласен с Фуллером. Практика и знания
неразрывно связаны, так как лишь с помощью практического подхода мы можем
пополнять наши знания, доказывать истинность или ложность того или иного
высказывания. Фуллер по праву назвал практику ключом к знаниям.
2
Автор
поднимает проблему истины и ее критериев в процессе познания мира. Эта одна из
ключевых проблем гносеологии, так как во все времена человек стремился
добраться до истины, подобрать к ней универсальный критерий, «ключ» по
выражению автора.
По
мнению автора, таким критерием выступает практика, подтверждающая истинность
знания и тем самым его ценность. Я частично согласен с мнением автора.
Действительно, более надежным критерием истины считается практика, но
обязательно дополненная логической согласованностью.
Рассмотрим
теоретическое обоснование проблемы. Как известно из курса обществознания,
познанием называют процесс приобретения знаний об окружающей действительности,
с последующим отражением их в сознании человека. Наряду с трудом и игрой,
познание является ведущей деятельностью человека, цель которой состоит в
получении истины – знания, которое не противоречит и соответствует
действительности. В определении критериев истины существует два направления:
эмпирики и рационалисты. Для эмпириков критерием истины выступает опыт, т.е.
практика. Причем понятие практики включает в себя не только накопленный опыт,
но и научный эксперимент, а также материальное производство. Рационалисты за
критерий истины берут разум, т.е. непротиворечивое, логически стройное знание,
согласованное с имеющейся теорией – системой взглядов, принципов, образующих
науку. Однако критики вышеуказанных позиций отмечают, что не каждая логически
обоснованная теория может быть истиной и напротив, знание, не обладающее
практическим применением и пользой, на самом деле может оказаться истинным.
Отсюда следует, что в процессе добывания знаний теория и практика взаимно
дополняют друг друга, причем ведущим критерием выступает практика.
Помимо
теоретических аргументов можно привести ряд фактических. Ярким примером может
служить открытие периодической системы Д. Менделеевым, который на основании
своих теоретических представлений предположил существование еще неизвестных
науке элементов и предсказал их свойства. В последующем, когда эти элементы
были обнаружены, предположение великого ученого оказалось истинным. Таким образом,
практика подтвердила теоретические выводы ученого.
Вместе
с тем стоит отметить, что если произошло успешное подтверждение практикой
выдвигаемой теории, не надо думать, что достигнута полнота знаний об изучаемом
предмете. Так в XIX веке успешно работающие паровые машины некоторое время
основывались на вполне ошибочной теории теплорода.
Важно
также указать, что происходит непрерывное развитие и практики и теории. Поэтому
не всегда на практике существует возможность подтвердить истинность или
ложность той или иной теории. Например, сейчас практическим путем невозможно
доказать или опровергнуть положения научных теорий о существовании жизни вне
нашей планеты. Пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции,
простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике,
оно останется всего лишь гипотезой.
В заключение можно с уверенностью утверждать, что истинным и ценным является то знание, которое подтверждается и теорией и практикой.