Безусловно, каждый по-своему ответит на этот вопрос, но я считаю, что нет, не
всегда. В некоторых случаях развитие технологий может привести к деградации
общества, к тому, что люди станут бездуховными и утратят свои нравственные
принципы. Иногда достижения технического прогресса даже способны повлечь за
собой уничтожение благ цивилизации и катастрофу. Доказать свою точку зрения
примерами из художественной литературы.
Размышляя
на данную тему, не могу не обратиться к рассказу Рэя Брэдбери «Улыбка». В нём
автор наглядно иллюстрирует, к чему привело развитие технологий: повсюду мы
видим разрушенные здания и сооружения, радиоактивные поля, которые светятся по
ночам. Нравственно «обнищавшие» люди ранним утром выстраиваются в очередь лишь
для того, чтобы плюнуть на великое произведение искусства – портрет Моны Лизы.
Из диалога людей из толпы, мы узнаём, что недавно они уничтожали кувалдой
последний автомобиль. Становится ясно: люди вымещают свою злость и обиду на
достижениях прошлой цивилизации, которые, по их мнению, виноваты в случившейся
с ними катастрофе – ядерной войне. Для них нет ничего святого, они утратили
какие-либо нравственные принципы. Даже такой шедевр, как «Мона Лиза», подвергается
варварскому отношению с их стороны. Это показывает, что развитие технологий
способно повлечь за собой ужасные последствия, привести к деградации общества,
к жестокости и бездуховности.
Обратимся также
к рассказу Гелприна «Свеча горела». В произведении описывается мир будущего,
общество, подверженное цифровизации и техническому прогрессу. Андрей Петрович,
учитель литературы, вынужден бедствовать, прокармливая себя на деньги,
заработанные с продажи самого дорогого – своей коллекции раритетных книг.
Читатель понимает: в современном обществе нет места гуманитарному знанию – его
вытеснили технологии. Такой предмет, как литература, перестал быть кому-либо
нужен. Но в один день к герою приходит первый за всё время желающий обучаться
предмету. Андрей Петрович почти каждый день учит Максима литературе. Но в какой-то
момент ученик пропадает. Из новостей преподаватель узнаёт, что Максим –
робот-гувернёр, который был утилизирован за то, что стал обучать литературе детей.
Этот пример показывает, что даже машины способны понять истинную ценность искусства,
в отличие от людей, для которых великие произведения перестали иметь хоть
какое-то значение и стали находиться под запретом даже для маленьких детей,
бездуховность которых и «почувствовал» Максим. Мы понимаем, что из-за
технического прогресса люди могут утратить способность ценить прекрасное, «очерстветь»
душой и даже отказаться от великих произведений искусства. Это показатель лишь
регресса общества.
Таким образом, хоть человечество и создаёт передовые технологии, стремительно развивающиеся с каждым днём, оно должно не забывать о тех опасностях, которые достижения технического прогресса могут за собой повлечь, ведь иногда такие достижения приводят не к развитию, а к деградации общества, разрушениям, уничтожению великих произведений искусства и духовному «обнищанию» людей.