Поиск

Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?

Безусловно, каждый по-своему ответит на этот вопрос, но я считаю, что нет, не всегда. В некоторых случаях развитие технологий может привести к деградации общества, к тому, что люди станут бездуховными и утратят свои нравственные принципы. Иногда достижения технического прогресса даже способны повлечь за собой уничтожение благ цивилизации и катастрофу. Доказать свою точку зрения примерами из художественной литературы.

Размышляя на данную тему, не могу не обратиться к рассказу Рэя Брэдбери «Улыбка». В нём автор наглядно иллюстрирует, к чему привело развитие технологий: повсюду мы видим разрушенные здания и сооружения, радиоактивные поля, которые светятся по ночам. Нравственно «обнищавшие» люди ранним утром выстраиваются в очередь лишь для того, чтобы плюнуть на великое произведение искусства – портрет Моны Лизы. Из диалога людей из толпы, мы узнаём, что недавно они уничтожали кувалдой последний автомобиль. Становится ясно: люди вымещают свою злость и обиду на достижениях прошлой цивилизации, которые, по их мнению, виноваты в случившейся с ними катастрофе – ядерной войне. Для них нет ничего святого, они утратили какие-либо нравственные принципы. Даже такой шедевр, как «Мона Лиза», подвергается варварскому отношению с их стороны. Это показывает, что развитие технологий способно повлечь за собой ужасные последствия, привести к деградации общества, к жестокости и бездуховности.

Обратимся также к рассказу Гелприна «Свеча горела». В произведении описывается мир будущего, общество, подверженное цифровизации и техническому прогрессу. Андрей Петрович, учитель литературы, вынужден бедствовать, прокармливая себя на деньги, заработанные с продажи самого дорогого – своей коллекции раритетных книг. Читатель понимает: в современном обществе нет места гуманитарному знанию – его вытеснили технологии. Такой предмет, как литература, перестал быть кому-либо нужен. Но в один день к герою приходит первый за всё время желающий обучаться предмету. Андрей Петрович почти каждый день учит Максима литературе. Но в какой-то момент ученик пропадает. Из новостей преподаватель узнаёт, что Максим – робот-гувернёр, который был утилизирован за то, что стал обучать литературе детей. Этот пример показывает, что даже машины способны понять истинную ценность искусства, в отличие от людей, для которых великие произведения перестали иметь хоть какое-то значение и стали находиться под запретом даже для маленьких детей, бездуховность которых и «почувствовал» Максим. Мы понимаем, что из-за технического прогресса люди могут утратить способность ценить прекрасное, «очерстветь» душой и даже отказаться от великих произведений искусства. Это показатель лишь регресса общества.

Таким образом, хоть человечество и создаёт передовые технологии, стремительно развивающиеся с каждым днём, оно должно не забывать о тех опасностях, которые достижения технического прогресса могут за собой повлечь, ведь иногда такие достижения приводят не к развитию, а к деградации общества, разрушениям, уничтожению великих произведений искусства и духовному «обнищанию» людей.