Драма
М. Горького «На дне» посвящена характеристике мира «бывших людей», в силу
различных обстоятельств оказавшихся в бедственном положении. На протяжении
всего произведения описываются происходящие с персонажами события, осмысляются
их ценности, упоминаются мечты. Автор сумел показать новых героев, которых еще
не видела сцена – он вывел на нее босяков. В этом и заключается
общественно-политическое значение произведения, поэтому его называют
«пьесой-буревестником».
Оказавшиеся
«на дне» жизни персонажи проводят время в «подвале, похожем на пещеру».
Обстановка этого места крайне бедная, неуютная. М. Горький уделяет внимание и
характеристике героев. Так, Анна – тяжелобольная женщина, часто кашляющая и
предчувствующая скорую смерть. Ее муж Клещ не жалеет героиню, относясь к ней
безразлично, даже грубо. После смерти Анны он надеется покинуть ночлежку. Актер
также страдает, однако от другой болезни – его организм «отравлен алкоголем». Этот
персонаж раньше служил в театре, он гордится тем, что играл могильщика в
«Гамлете», однако из-за пагубной привычки лишился былых способностей. Судьба
каждого героя сложна, но всех их объединяет бедственное положение, безразличие
со стороны внешнего мира.
В финале произведения многое остается неизменным. М. Горький описывает все ту же неуютную ночлежку, обитатели которой не ведут полную, насыщенную жизнь, а лишь продолжают свое существование. Каждый день персонажей бесполезен и однообразен – нет тех, кто бы занялся по-настоящему интересной и приносящей радость деятельностью. Барон продолжает ругаться с Настей, дразня героиню и смеясь над всеми ее словами. Именно в этой части сюжета Сатин, любящий необычные, отличающиеся от повседневных слова, произносит монолог о человеке и необходимости правды. «Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!», – уверен герой.