Поиск

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Сочинение по тексту Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть. По-старому толпились люди…»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин размышляет о том, что происходит с человеком, утратившим совесть. По мнению автора, исчезновение совести ведёт к нравственному разложению общества: люди становятся бездушными, равнодушными к злу и неспособными к состраданию. Однако писатель показывает и обратную сторону совесть, однажды возвращённая, причиняет боль, потому что заставляет человека осознать собственное падение.

Первый пример, раскрывающий позицию автора, описание мира, в котором «пропала совесть». Сатирик изображает людей, радующихся этой утрате: им «легче подставлять ближнему ногу», «удобнее обманывать и льстить». Кажется, будто жизнь стала проще, но на самом деле человечество деградировало. Щедрин использует гротеск, чтобы показать: вместе с совестью исчезло всё человеческое. Люди «не догадывались, что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка» иносказание, передающее отсутствие нравственного начала, лишившего мир гармонии.

Второй пример связан с образом пропойцы, случайно нашедшего совесть. Эта находка пробуждает в нём человеческое сознание: «Мутными глазами начал он озираться кругом и ощутил, что голова его освобождается от винных паров». Герой впервые ясно видит своё прошлое как «сплошное преступление». Но вместе с прозрением приходит и страдание – совесть не даёт облегчения, а превращает жизнь в мучение. Сатирик показывает: совесть – великая сила, но она становится невыносимой для тех, кто слишком долго жил без неё.

Примеры противопоставлены. В первом случае отсутствие совести приносит видимое благополучие и свободу, но на деле ведёт к духовной гибели. Во втором – возвращение совести вызывает боль, но возвращает человеку человечность, способность различать добро и зло. Таким образом, Щедрин показывает: совесть – это не бремя, а единственная основа нравственной жизни.

Я согласна с позицией автора. Человек, утративший совесть, перестаёт быть личностью и превращается в бездушное существо, движимое только выгодой. Так, Родион Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» пытается оправдать убийство «во благо», но именно совесть разрушает его теорию и заставляет сознаться в преступлении. Раскольников страдает, но именно через страдание возвращается к жизни. Совесть становится его спасением.

Таким образом, Салтыков-Щедрин убеждает: совесть – это внутренний стержень, без которого невозможно существование человека и общества. Её утрата приносит краткое ощущение свободы, но лишает смысла и души. А потому беречь совесть – значит сохранять в себе человека.