Поиск

Возможно ли перевоспитать человека? Сочинение по тексту Чехова «Милостивый государь! Обратите внимание…»

Антон Павлович Чехов размышляет о том, возможно ли перевоспитать человека. По мнению писателя, искреннее участие, сострадание и вера в добро способны пробудить в человеке лучшие качества. Перевоспитание не достигается нотациями и наказаниями оно возможно только через человеческое тепло и доброту, способные коснуться души.

Первый пример, раскрывающий позицию автора, связан с образом присяжного поверенного Скворцова. Увидев нищего, выдающего себя то за учителя, то за студента, герой обличает его с раздражением и предлагает «колоть дрова». Скворцов уверен, что только труд может исправить лжеца, но за внешней строгостью чувствуется гордыня: он хочет доказать, что прав, а не помочь человеку. Чехов показывает, что нравственные поучения, продиктованные самолюбованием, не меняют людей, потому что в них нет настоящей доброты.

Второй пример – история Ольги, кухарки Скворцова, чья простая человечность и сострадание действительно изменили Лушкова. Она не осуждала его, а жалела, помогала, подменяла в работе и плакала о его судьбе. Именно её участие пробудило в бывшем пьянице совесть и желание стать лучше. В финале рассказа Лушков признаётся: «Спасла-то меня ваша кухарка Ольга... от её слов и благородных поступков в душе моей произошла перемена». Чехов подчёркивает: настоящая сила воспитания – в любви и человеческом сочувствии, а не в нравоучениях.

Примеры противопоставлены. Скворцов действует из чувства долга и самолюбия, а Ольга – из сострадания и искренности. Первый пример показывает бесплодие нравоучений, второй – силу тихой, сердечной доброты. Таким образом, автор противопоставляет формальное «воспитание» живому человеческому участию.

Я согласна с позицией Чехова. Перевоспитание возможно только тогда, когда человек чувствует, что его не осуждают, а верят в него. Так, Соня Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» помогает Раскольникову осознать вину не упрёками, а любовью и терпением. Её сострадание становится началом его духовного возрождения. Настоящее добро действует не громко, но глубоко.

Таким образом, Чехов убеждает: перевоспитать человека можно только добротой, участием и верой в лучшее в нём. Лишь искреннее сострадание способно разбудить совесть и дать человеку шанс начать новую жизнь.