Антон Павлович Чехов размышляет о том, возможно ли перевоспитать
человека. По мнению писателя, искреннее участие, сострадание и вера в добро
способны пробудить в человеке лучшие качества. Перевоспитание не достигается
нотациями и наказаниями – оно возможно только через человеческое тепло и доброту,
способные коснуться души.
Первый пример, раскрывающий позицию автора, связан с образом
присяжного поверенного Скворцова. Увидев нищего, выдающего себя то за учителя,
то за студента, герой обличает его с раздражением и предлагает «колоть дрова».
Скворцов уверен, что только труд может исправить лжеца, но за внешней
строгостью чувствуется гордыня: он хочет доказать, что прав, а не помочь
человеку. Чехов показывает, что нравственные поучения, продиктованные
самолюбованием, не меняют людей, потому что в них нет настоящей доброты.
Второй пример –
история Ольги, кухарки Скворцова, чья простая человечность и сострадание
действительно изменили Лушкова. Она не осуждала его, а жалела, помогала,
подменяла в работе и плакала о его судьбе. Именно её участие пробудило в бывшем
пьянице совесть и желание стать лучше. В финале рассказа Лушков признаётся:
«Спасла-то меня ваша кухарка Ольга... от её слов и благородных поступков в душе
моей произошла перемена». Чехов подчёркивает: настоящая сила воспитания – в
любви и человеческом сочувствии, а не в нравоучениях.
Примеры
противопоставлены. Скворцов действует из чувства долга и самолюбия, а Ольга –
из сострадания и искренности. Первый пример показывает бесплодие нравоучений,
второй – силу тихой, сердечной доброты. Таким образом, автор противопоставляет
формальное «воспитание» живому человеческому участию.
Я согласна с
позицией Чехова. Перевоспитание возможно только тогда, когда человек чувствует,
что его не осуждают, а верят в него. Так, Соня Мармеладова из романа Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание» помогает Раскольникову осознать вину не
упрёками, а любовью и терпением. Её сострадание становится началом его
духовного возрождения. Настоящее добро действует не громко, но глубоко.
Таким образом, Чехов убеждает: перевоспитать человека можно только добротой, участием и верой в лучшее в нём. Лишь искреннее сострадание способно разбудить совесть и дать человеку шанс начать новую жизнь.