Слова Штольца, героя романа И.А.
Гончарова «Обломов», выражают активную жизненную позицию человека, который верит
в собственные силы и понимает, что нравственное и духовное становление зависит
прежде всего от самого человека. В художественной литературе немало героев,
которые проживают путь внутреннего роста и могли бы повторить эту мысль. Одними
из таких героев являются Пётр Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская
дочка» и Аркадий Кирсанов из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В произведении «Капитанская дочка» А.С.
Пушкин описывает процесс становления Петра Гринёва как личности. В начале
своего пути герой был недорослем, до шестнадцати лет «гонял голубей». Петруша
вёл праздный образ жизни, был ветреным и, можно сказать, избалованным. Отец
решил отправить сына на службу и дал такой наказ: «Береги платье снову, а честь
смолоду». По пути в Оренбург герой проиграл деньги в трактире и даже нагрубил
Савельичу, своему верному слуге, хотя после извинился. Далее Гринёв, наоборот,
проявил доброту и милосердие, подарив заячий тулуп незнакомцу. Кардинально
ситуация начинает меняться по приезде Петра в Белогорскую крепость: он
отстаивает честь Маши Мироновой на дуэли, отказывается присягнуть бунтовщику
Пугачёву. Спустя время судьба преподносит герою ещё несколько жизненных
испытаний, через которые он уверенно проходит. Например, способствует
вызволению Маши из «плена» Швабрина, не упоминает её имя, когда его обвиняют в
пособничестве Пугачёву. Таким образом, путь Петра Гринёва подтверждает мысль о
том, что человек формирует себя собственными поступками и решениями. Проходя
через испытания, герой постепенно обретает мужество, честность и внутреннюю
стойкость – те качества, которые не даются по наследству, а рождаются в душе
самого человека. Именно личный выбор, а не обстоятельства, делает Гринёва
зрелой, цельной личностью.
В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев
показывает процесс внутреннего взросления Аркадия Кирсанова, который, подобно
Петру Гринёву, проходит путь к пониманию самого себя. В начале произведения
Аркадий увлечён идеями Базарова и стремится стать таким же решительным и
независимым нигилистом. Он старается подавлять свои чувства, говорить
пренебрежительно об искусстве, природе, семейных ценностях – обо всём том, что
на самом деле ему близко. Однако такая маска быстро начинает тяготить его,
потому что она противоречит его мягкому характеру, доброте и потребности в душевной
гармонии. Постепенно Аркадий признаёт, что жизнь, построенная на отрицании и
холодном разумном расчёте, не приносит ему радости. Осознав свои истинные
желания, он решается на честный разговор с самим собой: понимает, что любит
Катю и что его настоящее счастье связано с семьёй, спокойным трудом и уважением
к близким. Таким образом, Аркадий сам формирует свою личность, выбирая путь,
соответствующий его внутренней природе. Его история подтверждает, что человек
может измениться, если готов прислушаться к себе и работать над своим
характером.
Таким образом, примеры Петра Гринёва и Аркадия Кирсанова убедительно показывают, что человек действительно «создан сам устраивать себя». Оба героя проходят путь внутреннего взросления, делают выбор, опираясь не на чужие ожидания, а на собственные убеждения.