Какого учителя можно назвать настоящим? Над этим вопросом задумываешься, прочитав
текст Ю.Я. Яковлева.
Автор раскрывает
проблему, вспоминая своего Учителя, который так преподавал
свой предмет, что ребятам было интересно: «Обычные вещи он умел повернуть такой
неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение».
Рассказывая о событии, произошедшем в Новой Каледонии, он ярко описывает
несчастных лягушек, падающих с неба, которым вовсе «было не до смеха».
Приведенный пример
свидетельствует о том, что учитель умел заинтересовать
учащихся изучаемым и они ценили эту его способность.
Однако учитель
запомнился ребятам не только необычными школьными занятиями, но и жизненными
уроками. Автор вспоминает случай, когда во время
посещения кинотеатра заметил вожатую вместе с десятиклассником, после чего принялся
рассказывать об этом ребятам. Но учитель, подозвав к его себе, объяснил, что
такое поведение является недостойным: «Ты разгласил чужую тайну - все равно,
что взял чужое». Становится ясно, что
педагог, указывая на некрасивый поступок ученика, дает ему урок на всю жизнь.
Второй пример
дополняет первый тем, что помогает писателю создать целостный образ настоящего
учителя: помимо главного своего назначения - учить, он должен также участвовать
и в воспитании подрастающего поколения.
Позиция Ю.Я. Яковлева ясна, ее можно сформулировать следующим образом: настоящий учитель помогает учащимся открывать «неведомые миры», овладевать знаниями, а также вкладывает в них «частицу своего сердца».