Владимир Галактионович Короленко убеждён: лицемерию и коварству
нельзя потворствовать, иначе зло становится нормой. Писатель показывает, что
мнимое добродушие и внешняя мягкость нередко скрывают под собой жадность,
корысть и жестокость. Только решительное противостояние обману и
несправедливости способно восстановить справедливость и защитить честь
человека.
Первый пример, раскрывающий позицию автора, связан с образом
Антония Банькевича – хитрого и безжалостного ябедника. Наружность его
«необыкновенно сладостная»: добрые глаза, мягкая улыбка, тихие манеры – всё это
маска, за которой скрывается «опасный хищник». Он использует знание законов не
во благо, а как оружие против соседей. Короленко показывает, что лицемерие
Банькевича особенно опасно потому, что он прикрывает им свои низкие цели,
заставляя людей бояться и верить в его «законность».
Второй пример – противостояние капитана Курцевича этому
человеку. В отличие от запуганных обывателей, он не смирился с
несправедливостью и сумел сразиться с Банькевичем его же оружием – умом и
решительностью. Когда ябедник украл его хлеб, капитан не ответил насилием, но
сумел вернуть своё с честью и достоинством. В дальнейшем он разоблачает ложь
Банькевича в суде, противопоставляя «язвительность и иронию» пафосным доносам. Благодаря
его стойкости зло было наказано: Банькевич потерял власть, а правда
восторжествовала.
Примеры противопоставлены. Первый пример показывает
разрушительную силу лицемерия и коварства, а второй – силу смелости и правды,
способную их победить. Короленко тем самым утверждает: только честный и
мужественный человек может остановить зло, которое питается страхом и
равнодушием окружающих.
Я согласна с
позицией автора. Противостоять лжи и коварству необходимо, потому что
безнаказанное зло разрастается. Вспомним роман А. С. Пушкина «Капитанская
дочка»: Швабрин, клевещущий и предательски действующий против Гринёва, внешне
выглядит воспитанным и умным, но именно его лицемерие делает его особенно
опасным. Однако правда и верность чести, которые воплощает Гринёв, в итоге
торжествуют. Это доказывает, что истина сильнее хитрости, если человек не
боится её защищать.
Таким образом, Короленко показывает: молчаливое согласие с лицемерием – это форма соучастия в зле. Чтобы сохранить человеческое достоинство и справедливость, необходимо противостоять обману, какой бы «сладкой» ни была его внешняя оболочка. Только так общество может стать по-настоящему нравственным и справедливым.