Поиск

Как можно относиться к чужой беде? Сочинение по тексту Чехова «Было не более шести часов утра…»

Как можно относиться к чужой беде?

Антон Павлович Чехов размышляет о том, как по-разному люди могут относиться к чужой беде. Писатель показывает: сострадание – это проявление духовной зрелости, тогда как равнодушие и холодный расчёт свидетельствуют о душевной чёрствости. Истинно нравственный человек не может оставаться безучастным к чужому горю, потому что чужая боль – это всегда испытание человеческого сердца.

Первый пример, раскрывающий позицию автора, - сцена, в которой Верочка узнаёт, что хозяин имения продаёт его не по своей воле, а из-за долгов. Когда Михайлов рассказывает, что его жена плачет, не в силах видеть, как продают родное гнездо, Верочка испытывает глубокое сочувствие. Чехов пишет: «Для неё уже потеряли всякую прелесть и свежее утро, и мечты о поэтическом уголке». Душевная отзывчивость молодой женщины делает её ближе к людям, заставляет её чувствовать чужое страдание как своё.

Во втором примере проявляется противоположное отношение – холодный эгоизм её мужа. Ковалёв, узнав о бедствии семьи, говорит: «Жалеть их даже не следует… Они сами виноваты». Он рассуждает рационально, без участия сердца, не пытаясь понять обстоятельства чужой жизни. Чехов подчёркивает контраст между внешней благопристойностью героя и его внутренней грубостью: равнодушие подменяет в нём человеческое сочувствие холодной «логикой выгоды».

Примеры противопоставлены. С одной стороны – сострадание, рождающее в человеке доброту и понимание, с другой – равнодушие, убивающее в нём человеческое. Верочка и Ковалёв символизируют два полюса человеческой природы – способность к сочувствию и моральную глухоту.

Я согласна с позицией автора. Настоящая человечность проявляется не в словах, а в умении чувствовать чужую боль. Так, в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» герой, осознав потерю любимой, впервые испытывает подлинное сострадание, через которое понимает смысл духовной любви. Способность сопереживать делает человека чище, соединяет его с другими и спасает от духовного одиночества.

Таким образом, Чехов убеждает: отношение к чужой беде – это показатель нравственности человека. Можно закрыть глаза и оправдаться разумом, как Ковалёв, а можно почувствовать, как Верочка, что чужое горе всегда отзывается болью в сердце. Только сострадание делает человека по-настоящему живым.