Находясь
в ситуации выбора, человек руководствуется либо голосом разума, либо голосом
сердца. Разум и чувства, конфликтуя друг с другом, никогда не смогут прийти к
общему решению, победитель будет один. Понимая всю правильность решения
проблемы путем холодных рассуждений, иногда люди все равно отдают предпочтение
решению сердца, отдаются воле своих чувств. Рассмотрим примеры таких случаев в
русской классической литературе.
Н.М.
Карамзин в своем произведении «Бедная Лиза» рассказывает историю несчастной
любви крестьянки к дворянину. Влюбленная в Эраста Лиза отдается этой любви
полностью, молодой человек становится для нее смыслом жизни. Расставание для
девушки становится трагедией, разрешить которую может только смерть. Казалось
бы, Лиза – молодая девушка, впереди вся жизнь, в которой Эраст мог остаться
просто историей, у крестьянки есть любящая мать, которой всегда нужна помощь.
Но чувства берут вверх, голос сердца сильнее голоса разума, и Лиза кончает
жизнь самоубийством.
Наташа
Ростова, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», яркий пример
человека, который всегда прислушивается к тому, что ему подсказывает сердце.
Познакомившись, Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг друга, но
вскоре Андрей должен был уехать на войну. Наташа не выдерживает испытание
разлукой и заводит роман с Анатолием Курагиным – не потому, что она бесчестная,
не потому, что не любит Андрея, а лишь по той причине, что ее сердце хотело любви.
Трудно быть хозяином своих действий, когда ты полностью отдаешься чувствам. В
случае Наташи чувства настолько сильны, что влияют не только на ее моральное
состояние, но и на физическое. Когда обман раскрылся и отношения с Андреем
Болконским были разорваны, героиня не просто впадает в духовный кризис, но и
тяжело заболевает.
Рассмотрев судьбы героинь русской классической литературы эпохи сентиментализма и реализма, мы видим, что не всегда сложный выбор решается путем рассуждений и поиском «правильного» варианта. Даже если мы считаем, что имеем полный контроль над своими действиями, никогда нельзя угадать, когда чувства могут взять вверх, заставляя нас действовать вопреки голосу разума.