Роман
Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является
социально-психологическим. Родион Раскольников желает проверить свою теорию о
«тварях дрожащих» и «право имеющих», убивая старуху-процентщицу. Автор,
используя психологизм, раскрывает образ главного героя, совершившего страшный
поступок. Поэтому к иллюстрированию романа Достоевского художник должен подойти
внимательно и ответственно, чтобы не исказить авторскую позицию. Рассмотрим
какие эпизоды можно отобрать.
Одной
из значимых сцен в произведении «Преступление и наказание» является встреча
Родиона Романовича с Семеном Мармеладовым. Их знакомство влияет на решение
главного героя осуществить свою теорию. Стоит обратить внимание на интерьер
места, где они находились. Персонажи сидели в кабаке, которых было много в
Петербурге. Помещение располагалось в подвале, внутри царила темнота и там
присутствовало много пьяниц. Такие места передают душевную пустоту жителей
города. Художнику стоит подробно проанализировать портреты героев, Мармеладов
был не в лучшем состоянии, пребывая так не один день. Он повествует в монологе
о своей судьбе, семье, и Раскольников проникается жалостью. Особенно ему тронул
поступок дочери Сони. Молодая девушка была вынуждена пойти по «желтому билету»,
чтобы заработать деньги для семьи.
Художнику
стоит взять для иллюстрации сцену убийства. В ней важную роль играют детали.
Для совершения задуманного Родион Романович создает самодельную вещь, чтобы
отвлечь Алену Ивановну, и берет топор у сторожа. Герой заранее пришил для
орудия убийства петельку на внутренней стороне пальто. Все эти действия говорят
о том, что герой готовился к совершению задуманного. В самый кульминационный
момент персонаж испытывал сильное волнение. Иллюстратору стоит также отметить и
то, что после совершения убийства Раскольников не стал «заметать следы», его
охватил ужас от собственного деяния и поэтому он не принялся избавляться от
крови. Его состояние проявляется и в том, что герой не стал забирать все
богатства старухи-процентщицы, а взял лишь один кошелек, который в дальнейшем
спрячет под камень и больше не захочет возвращаться к нему.
Еще
одним важным эпизодом является чтение Евангелие в комнате Сони Мармеладовой. В
этой сцене у Раскольникова происходит принятие и осмысление своего греха, его
душа очищается. Имеют большое значение выбранные страницы Библии. Соня читает
Родиону про воскрешение Лазаря. Достоевский не просто так обращает на это
внимание читателей. Если углубиться в значение библейских мотивов, то можно
проследить связь Раскольникова с Лазарем, он тоже воскресает благодаря
Мармеладовой. В этом эпизоде стоит еще обратиться к портрету главного героя. Во
время чтения он плакал, таким образом происходит внутреннее очищение.
Я считаю, что эти сцены важны для того, чтобы раскрыть образ Раскольникова через иллюстрации. Знакомство с Мармеладовым – одна из причин преступления Родиона, убийство Алены Ивановны – переломный момент в его судьбе, чтение с Соней Евангелие – возрождение, принятие своего греха. Каждый из этих этапов показывает рост героя, его осмысление своих поступков и готовность их искупить.