Поиск

Быть добрым – это проявление силы или слабости?

Каждый человек, как мне кажется, сам решает, каким ему быть: добрым или злым, эгоистичным или альтруистичным, трусливым или бесстрашным. Однако окружающие едва ли воспринимают нас такими, какими мы сами себя видим. Одни расценят доброту как проявление силы, другие – как слабости. Хотя не всегда дело в точке зрения стороннего человека, ведь порой и мы сами оцениваем или осуждаем себя и свои поступки. Попытаюсь подтвердить свою точку зрения примерами из жизни и литературы.

С одной стороны, быть добрым – это проявление силы тогда, когда человек сохраняет терпение, самообладание, поступает по-доброму в ситуации несправедливого отношения к себе. Вспомним «Юшку» Платонова, где главный герой Ефим Дмитриевич есть пример по-настоящему доброго человека, чистосердечно помогающего людям: девушке-сироте, ставшей врачом благодаря его помощи, людям, обращавшимся в кузницу, где он работал, даже детям, которые вымещали на нём злобу, кидая в Юшку то камни, то землю, то палки. Если читатель понимает, что Ефим Дмитриевич сильный духом человек, искренне любящий всё и всех вокруг, жертвующий собой ради других, то герои произведения, окружающие Юшку, издеваются над мужчиной, воспринимая его как слабака, неспособного постоять за себя. Таким образом, оказывается, что быть добрым – это быть сильным характером, но в то же время казаться другим робким, чрезмерно терпимым и смиренным.

С другой стороны, быть добрым – это проявление слабости тогда, когда понимаешь, что не способен на злобу, месть, жестокость, или когда окружающие воспринимают твою доброту как слабость. Последнее очевидно уже в «Юшке», а пример того, как человек считает собственную доброту слабостью, мы найдём в «Суразе» Шукшина. Спирька Расторгуев, решивший отомстить обидчику (мужу женщины, которую главный герой бестактно поцеловал, тем самым оскорбив), оказался неспособным на месть: «он понял, что не находил зла к учителю». Мужчина отчаянно пытался вызвать в себе злобу, но у него ничего не вышло, а переосмыслив жизнь, он понял, что вообще жил неправильно и вовсе утратил всякий смысл существования. Расторгуев решил, что его доброта – это слабость. Эти мысли приводят героя к самоубийству. То есть мы порой становимся и судьёй, и палачом самих же себя, расценивая свою доброту как проявление слабости.

В заключение хочется подчеркнуть, что в разных жизненных ситуациях доброта и воспринимается по-разному. Человек сам может осуждать себя за то, что добр, и его могут осуждать за это люди. Можно также стремиться быть добрым и считать сильными тех, кто добр.