Каждый человек, как мне
кажется, сам решает, каким ему быть: добрым или злым, эгоистичным или
альтруистичным, трусливым или бесстрашным. Однако окружающие едва ли
воспринимают нас такими, какими мы сами себя видим. Одни расценят доброту как
проявление силы, другие – как слабости. Хотя не всегда дело в точке зрения
стороннего человека, ведь порой и мы сами оцениваем или осуждаем себя и свои
поступки. Попытаюсь подтвердить свою точку зрения примерами из жизни и
литературы.
С одной стороны, быть добрым
– это проявление силы тогда, когда человек сохраняет терпение, самообладание,
поступает по-доброму в ситуации несправедливого отношения к себе. Вспомним «Юшку»
Платонова, где главный герой Ефим Дмитриевич есть пример по-настоящему доброго
человека, чистосердечно помогающего людям: девушке-сироте, ставшей врачом
благодаря его помощи, людям, обращавшимся в кузницу, где он работал, даже
детям, которые вымещали на нём злобу, кидая в Юшку то камни, то землю, то
палки. Если читатель понимает, что Ефим Дмитриевич сильный духом человек,
искренне любящий всё и всех вокруг, жертвующий собой ради других, то герои
произведения, окружающие Юшку, издеваются над мужчиной, воспринимая его как
слабака, неспособного постоять за себя. Таким образом, оказывается, что быть
добрым – это быть сильным характером, но в то же время казаться другим робким,
чрезмерно терпимым и смиренным.
С другой стороны, быть добрым
– это проявление слабости тогда, когда понимаешь, что не способен на злобу,
месть, жестокость, или когда окружающие воспринимают твою доброту как слабость.
Последнее очевидно уже в «Юшке», а пример того, как человек считает собственную
доброту слабостью, мы найдём в «Суразе» Шукшина. Спирька Расторгуев, решивший
отомстить обидчику (мужу женщины, которую главный герой бестактно поцеловал,
тем самым оскорбив), оказался неспособным на месть: «он понял, что не находил
зла к учителю». Мужчина отчаянно пытался вызвать в себе злобу, но у него ничего
не вышло, а переосмыслив жизнь, он понял, что вообще жил неправильно и вовсе
утратил всякий смысл существования. Расторгуев решил, что его доброта – это слабость.
Эти мысли приводят героя к самоубийству. То есть мы порой становимся и судьёй,
и палачом самих же себя, расценивая свою доброту как проявление слабости.
В заключение хочется подчеркнуть, что в разных жизненных ситуациях доброта и воспринимается по-разному. Человек сам может осуждать себя за то, что добр, и его могут осуждать за это люди. Можно также стремиться быть добрым и считать сильными тех, кто добр.